Создается впечатление что вы двигун никогда в разобраном виде невидели.
Самое нагреваемое место (исходя из участков задейсвованых в регулировке) это тарели клапанов. При нагреве они расширяются, соответственно основание клапана "опускается" к голове и... зазор увеличивается.
Что касается на холодную или горячую: ЛЮБОЙ НАЧИНАЮЩИЙ ТЕХНАРЬ ДВИГАТЕЛИСТ ЗНАЕТ КЛАПАНА - ХОЛОДНЫЕ, КАРБЮРАТОР - ГОРЯЧИЙ. Добавлено (18.09.2009, 13:30)
---------------------------------------------
Иногда точно выставить зазор не удается - при затяжке контргайки он "уходит". В этом случае его можно оставить больше, но ни в коем случае не меньше положенного. Многих вводит в заблуждение поправочная таблица, в которой указаны зазоры для "горячей" регулировки - они тем больше, чем горячее двигатель. Но не стоит забывать, что они даются для остановленного двигателя. На работающем моторе зазоры не увеличиваются, а, наоборот, уменьшаются, так как клапаны нагреваются (и удлиняются) намного сильнее других деталей газораспределительного механизма.
Мотор с "перетянутыми" клапанами работает тише, но на некоторых режимах клапан может перестать закрываться, его тарелка не сможет отдать тепло головке цилиндров, начнет перегреваться еще больше и т. д. Кончается этот процесс прогаром клапана; двигатель троит, не тянет. Иногда осколок тарелки повреждает поршень и цилиндр. Убедиться, что клапаны были перетянуты, можно, сняв распредвал: на тыльной (нерабочей) стороне кулачков увидите следы износа.
а точнее только здесь: http://autolenta.ru/96.html
Добавлено (18.09.2009, 13:35)
---------------------------------------------
По материалам журнала "За рулем" 3/2003